Конец сентября... Кажется, что всё, больше тепла не будет. А будет дубак, грязь, дожди. И захотелось последние более-менее тёплые деньки захватить и последний раз (как думалось) в этом сезоне прокатиться на машине. Заодно закрыть белые пятна в интересующих меня вопросах.
Данная поездка была второй частью маршрута Зеленодольск (Казань) - Сотнур - Ронга - Горняк - Советский - Йошкар-Ола - Нужьялы - Удюрма - Килемары - Визимьяры..., который мы с Константином Болдышевым намечали пройти 30 июня - 1 июля 2007 года. Но в силу некоторых обстоятельств от этого пришлось отказаться...
27 сентября 2007 г. - четверг. У "штурмана" единственный свободный день, поэтому на работе отпрашиваюсь. Старт в Зеленодольске. Далее по маршруту Волжск, где намереваемся затариться продуктами в местном супер-пупермаркете "Звёздный". Не получается - там ремонт. Плюнув с досады, поехали дальше. В Помарах свернули налево, в сторону Звенигово. В поселковом магазинчике купили колбасы, воды. Вообще, нужный ассортимент еды приходится набирать в разных точках - всё сразу фиг купишь. Вскоре дорога покидает Помары и петляет по полям. Дорога незнакомая, но потихоньку Исузик выходит на бреющий полёт. Впереди тащится "Волга" с местными номерами. Обгоняем, но вскоре, словив первую яму, понимаем причину её невысокой скорости: асфальт пережил небольшой артобстрел. Петляя между выбоинами приближаемся к мосту через Илеть. По обочинам стоят машины - грибники приехали в лес, растущий по берегам реки. После Исменцов опять начинается сосновый бор. Спустившись по живописнейшему склону, дорога входит в дачный посёлок. Сами дачи, как показалось, стоят на месте болота. Кроме местных обитателей встречается машина с доблестными работниками ГИБДД, которые постреливают радаром в редкие транспортные средства.
Вскоре встречается указатель "Звенигово", но городом как-то и не пахнет: маленький посёлок. Пролетаем нужный поворот, останавливаемся, смотрим на карту. Дорога обходит город по окраине. Хотелось бы доехать до берега Волги, но время уже начинало поджимать. Как-нибудь в другой раз.
Дальше поехали на связку с чебоксарской трассой. Дорога ничем не примечательная, по сторонам деревни, посёлки. Штурмана удивили в полях палки с поперечинами: ни разу не видел, как выращивают хмель. Вскоре выходим на трассу и пилим в сторону дамбы ГЭС. Опять через каждые двести метров на обочинах машины. И это в рабочий день! В выходные, наверное, здесь проблема с парковкой :)
Дорога поворачивает на юг, к электростанции, а в навигаторе заканчивается карта на эту местность. Помню, что дорога на Сосновку есть, но где? Прозжаем указатель с какими-то санаториями, поворот. Впереди уже раздвоение с разделением направлений движения - на дамбе уже не развернёшься, только на другой стороне Волги. Но нам туда не надо :) Тормозим напротив стоянки. На другой стороне дороге, у поворота, который мы проехали, стоит указатель. Посылаю штурмана посмотреть, что там написано.
Подходит газелист-чувашин, просит "прикурить" - стоял с включенными фарами. Разворачиваюсь через сплошную, подъезжаю. Водитель подтверждает, что тот поворот, который мы проехали, нам и нужен. "Газель", "прикурив", благоплоучно завелась. Прикручиваю аккумулятор. Чувашин суёт деньги - ёлки-палки, я что, за мзду помог?! Вскоре приходит штурман :) - дорожники решили, что Сосновка нужна только тем, кто едет со стороны Чувашии. Остальным нужнее санаторий.
Дорога петляет по живописнейшим местам по сосновому бору. Вскоре въезжаем в Октябрьский. Справа читается насыпь бывшей торфовозной узкоколейки. Мимо проплывают песчаные дюны, засаженные молодыми саженцами деревьев и вскоре мы видим Сосновку. Неожиданно появляется магазин у поворота на Северный. Вспоминается поездка 2005 года за "мёртвыми паровозами". Здесь экспедиция Казанского офф-роуд клуба удивляла местных жителей колонной внедорожников. Дорога и местность вспоминается с трудом - едем-то в противоположную сторону и первый раз.
Следующая цель - осмотреть останки узкоколейки и торфопредприятие у посёлка Северный. Жаль, что 6 ноября 2005 года проезжали мимо буквально рядом. В то время УЖД ещё работала... По обочинам узкой дороги опять встречаются машины грибников.
Заезжаем в сам посёлок. На первый взгляд на улице ни души. Только в одном месте ребятня играла в футбол между домами. На выезде открывается вид на какие-то строения вдалеке из красного кирпича. Грунтовка ведёт к ограждению, поэтому сворачиваем направо. Проезжаем пустырь со срубами (местные жители делают их на продажу) и слева появляется высокая насыпь вытяжки. Съезжаем с дороги и оставляем машину на лугу. Берём фотоаппарат и поднимаемся на насыпь. Рельс, к сожалению, нет. Трасса читается благодаря оставшимся круглякам, заменявшим шпалы. С насыпи открывается вид на территорию торфопредприятия - котельную, бывшее депо, склад ГСМ, цех по изготовлению брикетов, водонапорную башню, гаражи. Часть зданий разрушено. На земле валяются остатки плетей из рельсов. Идём до развилки-треугольника. Главный ход в последнее время шёл на север. Мы пошли налево - на северо-запад. Здесь "шпал" уже меньше, путь зарос. Читается путевое развитие. Около полуразрушенной одноэтажной теплушки - смотровая яма, лежит недорезанный остов снегоочистителя. Двигаемся дальше - бывший путь пересекает грунтовку и упирается в уже заросшее и осушенное торфополе. По навигатору находим ещё одно ответвление, которое шло по краю поля на юго-запад. Судя по всему, этот ход забросили самым первым (торф выработали). Возвращаемся к предприятию мимо склада ГСМ. Попытка найти на остатках рельс клейма закончились неудачей. Ворота депо закрыты, но, судя по всему, там пусто. Опять поднимаемся на уже знакомую насыпь вытяжки и осматриваем навес с бункером, в который ссыпался из вагонов торф. "Автогенщики" везде похозяйничали. Делаем последние кадры и спускаемся к машине. Время обедать, однако.
Вытяжка и главный северный ход. Ответвление
Торфобрикетный цех и бункер. Вид с насыпи
Пожевали. Возвращаемся назад через посёлок к дороге. Следующая цель путешествия - достигнуть Визимьяры. По моим расчётам этот участок должен быть самым тяжёлым и медленным. Опять вспоминается "паровозная покатушка". Где-то на этом отрезке из глубокой лужи вытаскивали Toyota LC70. Съезжаем с асфальта на просеку. Дорога песчаная и сухая, но волнистая - разогнаться не удаётся. Опять встретилась машина с грибниками. Дальше, после мостика через речку Шум, начинаются заболоченные места. Ехать можно, если осторожно. Но на брюхоногих недоприводах делать нечего. В одном месте заехали, как сначала показалось, в непроходимый размешанный участок. Сидеть в грязи не очень и хотелось, поэтому сдаю назад и пытаюсь проехать по высокой бровке. Исузик кренится правой стороной в грязь. Штурман судорожно хватает воздух рукой в поисках того, за что удержаться. Попытка зацепиться за шнур питания навигатора была пресечена моим холодным: "Не надо..." Исузик всё-таки повисает мостом на бровке. Приходится опять крутится назад-вперёд. Ладно, в грязь, так в грязь - потихоньку выехали. Дальнейший путь чередовался сухими холмами, ямами с грязью, в большинстве случаев объезжаемых по краю. Съезд с моста через реку Парат встречает огромными колеями. Осторожно проезжаем препятствие, чтобы не "вывесится".
Мост через Парат
Лесная дорога
Через некоторое время встречается развилка. Налево - на Юксары, направо на Малый и Большой Ермучаш. Решаю "срезать" :) и ухожу направо. Эта дорога не так наезжена и разбита. Въезжаем в Малый Ермучаш. Прямо по улице бродят чистые розовые свиньи, приводя в неописуемый восторг штурмана (ну что поделаешь, городской житель). Далее дорога идёт по мелколиственнику. Колеи в некоторых местах глубокие, а грунт закаменел на солнце. Несколько раз Исузик чиркает землю мостом и подвеской, пытаясь остаться в живописном месте. Умиротворение по поводу наличия "джека" отрезвляет окружающий вид - трос зацепить не-за что: деревья-то всего в палец толщиной.
Хавронья
Уже перед Большим Ермучашем неожиданно с просеки выезжаем на асфальт. Блин, забыл я, что асфальт проложили до Юксар! Вот и "срезали"...
В Куплонгинском пролетаем мимо ментовской "Нивы", у которой суетятся двое. Один из них о-очень долго смотрел нашему чёрному "Исузику" вслед (участковый, наверное). Плана "Перехват" не было.
Дорога петляет по заболоченному мелкому редколесью. Проезжаем Куплонгу. Скоро Визимьяры. После очередного поворота в прогале между деревьями виден съезд к какому-то озеру. Останавливаемся, сдаём назад и съезжаем к воде. Берег захламлён продуктами "цивилизованного" человеческого отдыха. В Визимьярах будет заправка, поэтому выливаю запас бензина из канистры в бак. На запах слетаются осы. Приходится спешно эвакуироваться. Через три километра появляются Визимьяры...
Показываю штурману остатки насыпи подъездной ветки к базе ГСМ, отходившей от бывшей станции Визимьяры. Заезжаем на заправку и заливаем на всякий пожарный в канистру 10 литров бензина. Следущий пункт в маршруте - Килемары. По живописной лесной трассе, идущей на Йошкар-Олу, доезжаем до Красного Моста. Здесь поворачиваем налево. Дорога похуже, но терпимая. Машин практически нет, в основном лесовозы. Вокруг сосны и песок. Пытаемся найти остатки железнодорожного перееезда перегона Шаптунга - Новый Цинглок, но безуспешно. Если с одной стороны дороги просека и подходит, то с другой - нет. В одном месте вроде что-то похожее есть, но отсутствует насыпь. Видимо, на карте линию рисовали от балды и переезд мы проскочили.
В Актаюже фотографируем красивую деревянную церковь. Дальше идёт населённая территория с лесными посёлками вдоль дороги. Везде висят предвыборные плакаты и растяжки одной единственной горячо любимой администрацией партии.
Вскоре заезжаем в Килемары. На перекрёстке встречается продуктовый магазин. Штурман получает задание купить печенье - за рулём от скуки хочется чего-нибудь пожевать. Пока стою, осматриваю посёлок. Везде чистота, порядок. Может, только на центральной улице... Не проверял...
Приходит штурман и мы разворачиваемся в сторону Удюрмы. Окраины Килемар застраиваются, асфальт становится всё хуже и хуже, а вскоре совсем исчезает под слоем известняка, глины, песка, камней. Грохоча кузовом, проезжаем местность, где когда-то стоял Шум - крупный посёлок. Никаких следов жилья - только поля, окружённые деревьями. Доезжаем до Т-образного перекрёстка. Прямо - в Кировскую область. Нам направо, в Удюрму. Высокая насыпь грунтовки, перемешанная со щебнем и, может быть, остатками асфальта, идёт практически прямо. Внизу блестит вода заболоченного леса. Вскоре показываются стоящие лесовозы и окраина Удюрмы. На машинах кировские номера. Объезжаем их по глубоким колеям - дорога разбита в хлам. Водители с недоумением смотрят на Исузик с 16-м регионом.
Удюрма
Начало бетонки
Сам посёлок показался запущенным, как и все остальные на нашем пути. Часть огородов заросли. Наконец, встречаем ЕЁ - БЕТОНКУ! Два ряда бетонных плиток уложены по колее лесовоза. Скорость движения падает до 5-8 км/час.
Бетонка за Удюрмой
За грибами...
Езда неописуема! Потихоньку удаляемся от Удюрмы. Вскоре дорога поворачивает на юг на 90 градусов. Съезжаем на заросшую колею. Пора бы размяться и заняться грибами. Прочёсываем немного лес по обоим сторонам заросшей лесной дороги, идущей "за границу" - в Кировскую область. Грибов нет! В одном месте нашёл пяток опят. Возвращаюсь к машине. Штурман уже сидит в ней, не желая делиться кровью с комарихами.
Бух-бух-бух - через каждый метр плит бетонки в течение 37,5 км будет сопровождать нас. Но мы пока не знаем, что нас ждёт. Лес вокруг молодой. Для вывоза древесины в этих местах была проложена узкоколейная железная дорога. Одна из станций находилась около Удюрмы, а в сам посёлок заходил отводок. Никаких следов узкоколейки обнаружено не было, да и не искали: день уже заканчивался. Тем более линия шла по лесу в отдалении и с дорогой пересекалась в трёх местах.
Следующий населённый пункт Кужолок будет через 11 км. Плиты вздыблены, кое-где их нет. Постоянно появляются глубокие ступеньки. Приходится объезжать. В некоторых местах рядом идёт наезженная грунтовка, но ехать по ней удаётся недолго - глубокие лужи, грязь. Короче, трофи с элементами триала. Ползём дальше.
Где-то перед Кужолоком опять останавливаюсь за грибами. Опять ничего нет, кроме брусники, но отойдя от дороги метров триста, попадаются первые грибы. За двадцать минут набрано семилитровое ведро волжанок, подберёзовиков, опят и маслят. По поводу маслят я опасался: не очень хорошо их знал. Дома кусал локти, что не накосил их - маслята росли во мху целыми стадами! Время - шестой час, темнеет рано, до дома по этому направлению - пилить и пилить, поэтому оставляю голодных комарих. Блин, дальше грибов было ещё больше!
По карте после Кужолока нарисованная "хорошая"дорога заканчивалась и мы с ужасом ожидали чего-то плохого (после бетонки). Но... дальше шли всё те же плиты. Примерно 2/5 пути бетонки то-ли разворованы, то ли не уложены. Дорога в большинстве случаев песчаная. Надоедает проезжать впадины с водой. Остановка. Полный привод, пониженная. Лужа проезжается потихоньку. Остановка. Ход назад, чтобы отключить передний мост. Едем до следующей лужи... Вскоре настаёт расслабление и лужи проезжаются уже с "распущенной" трансмиссией. Небольшая пробуксовка или глубина отрезвляют, но ненадолго.
Песчаная грунтовка. Плит нет
Мост через Большую Кокшагу
Кужолок, Кужинский Конопляник - такие же доживающие деревни в стороне дороги - остатки леспромхозов. А ведь раньше были процветающими посёлками, если почитать "Историю сёл и деревень Марийской республики". Есть, конечно, и ухоженные дома и участки, но заброшенных больше.
Выезжаем к Большой Кокшаге. Перед мостом слева аншлаг - заповедник. На мосту уложены металлические листы с учётом под лесовоз. А на выезде с моста - тоже толстенные листы, но висящие в воздухе. Пытаемся прыгать на них, опустив на мост, но безуспешно. Опасаясь снести передний бампер и подвеску, буксуя колёсами, под присмотром штурмана, заезжаю.
Дальше - местность представляет собой более заболоченную местность. Грунт, в отличие от правобережья Большой Кокшаги, земляной. Обьезжаю очередную яму с водой, пытаюсь правым колесом зацепиться за край, но левое попадает в яму. Всё, приехали! Заставляю пассажира выталкивать машину, но тот упирается и вылезать из кабины не хочет.. Навстречу идёт "Нива" с двумя мужиками. Пытаемся раскачать Исузика вперёд-назад - бесполезно. Достаю трос и "Нивой" меня выдёргивают назад. Дают совет при проезде держаться свежих следов. На вопрос, а сколько эта лабуда будет продолжаться, отвечают - 18 км . Напоследок поприкалывались: "Не встречался ли нам ГАЗ-66 с геологами?", - "Нет". - "Ну, тогда, если бы не мы, вы бы сидели до четырёх утра. Геологи в это время проезжают". - "Не сидели бы - достали лебёдку и вытащились".
По карте после речки Витьюм ожидается "асфальт". Как всегда, всё та же обрыдшая бетонка, но плиты уложены между колеями со смещениями и теперь "Бух-бух" раздаётся в два раза чаще. На болотах плиты проседают, вздыбливаются, пропадают под водой. Пару раз скребём по бетону мостом и подвеской. Навстречу попадается УАЗ-Hunter. Пропускает нас.
С тоской смотрим на навигатор. Нужьялы практически не приближаются. Какие тут 18 км? Мы уже целую вечность ползём! На небе уже огромная жирная довольная Луна, светящая практически в лоб... Печенье уже кончилось...
Наконец-то показались огни Нужьял. Слева какой-то асфальтовый сьезд, но куда он ведёт, разведывать в темноте желания уже не осталось. Бетонка, описав крюк, наконец-то!!!!!! закончилась и в 20 часов мы вылезли на нормальную дорогу. Жуткие 37,5 км мы ползли три с половиной часа.
Звоню модератору велосипедного сайта Pоzis'у из Йошкар-Олы, что мы в его краях. Он долго соображает, где же находятся Нужьялы и как мы въедем в город. Через переезд у станции выходим на трассу. Пролетают Арбаны, Ельняги, Шоядур и вскоре въезжаем в Красный Город. Встаём у магазина "Палитра", делаем звонок Pozis'у - крутиться без карты по городу нет желания.
Чего-то мы проголодались. Жуём. Еду прерывает приехавшие на велосипедах Pozis и Маша. Здороваемся, рассказываем о житие-бытие. Pozis предлагает осмотреть трассу бывшей торфовозной УЖД, проходившей по городу. Трогаемся. Нифига себе они лосят - под тридцатник! Катимся сзади, включив "аварийку" и изображая машину сопровождения.
В 21.20 прощаемся и двигаемся в сторону дома, попутно решая навигационные задачи, как вылезти по улицам Йошкар-Олы на Кокшайский тракт ("наша" дорога перекрыта из-за ремонта). Наконец, дело сделано, по объездной заходим на родную трассу. На дороге туман. Перед Кожла-Солой тормозим вообще, включаем аварийку, выключаем фары (свет, рассеивающийся в тумане, ослепляет) и ползём со скоростью пешедоха, пока туман не рассеется.
Перед Волжском сворачиваем на объездную. Трофи уже сидит в печёнке, поэтому на границе республик съезжаем с трассы, и по песочку вылезаем на "горную" часть Волжска. Ещё немного времени, и мы у себя дома, в залитом светом Зеленодольске.